Первый этап подключения торговых предприятий потребительской кооперации к Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) пройден успешно. Об этом заявил председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов на Первом отраслевом форуме «Новые правила торговли – 2016», который прошёл в столичном «Крокус Сити Холле».

Форум, организованный компанией АТОЛ при информационной поддержке Центросоюза России и Московского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», собрал около 2 тысяч представителей торговли, государственных структур, разработчиков ИТ-решений и фискальной техники для автоматизации бизнеса. Потребкооперацию на нём представляли более 50 участников из 15 регионов страны.

Участники форума обменялись опытом внедрения ЕГАИС, мнениями о новациях в Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», а также получили консультации по торговому оборудованию и соответствующему законодательству.

По словам начальника управления автоматизированных  информационных систем Росалкогольрегулирования Антона Гущанского, подключение к ЕГАИС идёт успешно. Количество организаций, передающих данные в систему, позволяет сделать вывод: опасения конца прошлого года были беспочвенны.

– Среди лицензиатов в оптовой части к ЕГАИС подключены 99 процентов, а в рознице – более 89 процентов, – сообщил он. – Первые итоги позволили выявить и факты злоупотреблений, нелегального оборота, в отношении которых наше контрольное управление совместно с органами исполнительной власти регионов проводит соответствующие мероприятия.

Антон Гущанский напомнил, что летом 2016 года предприятия в городских поселениях должны будут подключиться к ЕГАИС и передавать информацию по розничной реализации каждой бутылки алкоголя. К сожалению, отметил он, некоторые предприниматели тянут с подключением контрольно-кассовой техники с возможностью передачи данных через Интернет.

– Процесс необходимо начать заранее, поскольку контрольно-кассовую технику надо настроить, отладить бизнес-процессы, обучить людей, – сказал Антон Гущанский. – Мы ожидаем подключения большого количества организаций к началу лета. Все крупные федеральные сети обещали стопроцентное подключение к концу мая. Об этом следует задуматься и мелким торговым организациям. Никакого переходного периода закон не предусматривает. С 1 июля 2016 года розничная реализация в городских поселениях должна отражаться в системе ЕГАИС. Со своей стороны, мы готовы оказывать информационную поддержку.

На форуме выступил председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов. Говоря о внедрении ЕГАИС в системе потребкооперации, он отметил, что первый этап ими уже пройден. Поначалу кооператоры опасались, что государство обяжет подтверждать факт закупки только в режиме онлайн. Однако разрешена работа в режиме офлайн – на подтверждение факта покупки продукции для городских поселений отводится до 3, а сельских – до 7 дней. Тем не менее нововведение обернулось существенными затратами для потребкооперации. Стоимость комплекта специального оборудования – от 15 до 17 тысяч рублей.

– Для небольших магазинов, работающих в населённых пунктах с численностью до 300–500 человек, за счёт средств Центросоюза было приобретено оборудование и в декабре 2015 года бесплатно передано региональным потребсоюзам для распространения, – сообщил Евгений Кузнецов.

Он также остановился на некоторых проблемах, с которыми столкнулись организации, и озвучил ряд предложений, имеющих отношение к торговле в системе потребительской кооперации.

– Мнения экспертов относительно покрытия Интернетом в России сильно разнятся – от 60 до 99 процентов. Но даже если доступ к сети Интернет в населённом пункте имеется, это не означает, что он есть в магазине, реализующем алкогольную продукцию, – отметил Евгений Кузнецов. – На мой взгляд, приемлемым решением стало бы накопление полученной кассовым аппаратом информации в режиме офлайн с дальнейшей передачей её в базу ЕГАИС согласно установленным законодательством срокам.

Он добавил, что передача данных в онлайн-режиме повлечёт большие затраты для торговых организаций, где Интернета нет или связь неустойчива, поскольку закупка, например, спутниковых антенн и другого оборудования существенно отразится на их бюджете. По мнению Евгения Кузнецова, расходы должны быть компенсированы за счёт средств государства. Это логично: если государство намерено повысить собираемость акцизов и налогов, оно должно создать для этого условия.

– Кроме того, есть много населённых пунктов, где нет стационарных объектов торговли, осуществляющих продажу алкоголя, – сказал Евгений Кузнецов. – Потребкооперация обслуживает 12 тысяч таких поселений. Это приводит к быстрому заполнению данной ниши контрафактной продукцией и суррогатами, которые наносят вред здоровью граждан, а также приводят к недобору налоговых поступлений. На мой взгляд, необходимо разрешить торговлю алкоголем с автолавок в тех местах, где нет стационарных торговых объектов, имеющих право торговли алкогольной продукцией. Наше предложение – составить список таких населённых пунктов и выдавать лицензию на торговлю алкоголя с автолавок. Все продажи в данном случае могут отслеживаться в системе ЕГАИС.

Ещё одно предложение, которое озвучил Евгений Кузнецов, касалось налогового вычета на приобретение оборудования для подключения  к ЕГАИС в небольших населённых пунктах.

– Руководитель Федеральной налоговой службы говорил о предоставлении налоговых вычетов на приобретение контрольно-кассовой техники нового поколения, – напомнил он. – Речь идёт о небольшой сумме – до 18 тысяч рублей. Хотя, по мнению экспертов, ни одного технического решения за такие деньги на рынке нет. Однако, на мой взгляд, было бы неплохо, если бы государство дало возможность получить налоговый вычет на покупку оборудования для подключения к ЕГАИС в размере реальной его стоимости хотя бы в населённых пунктах, где проживают менее 300 жителей.

Ситуация сложная. В сельских населённых пунктах покупательная способность населения низка. Работа магазинов убыточна или имеет рентабельность менее 0,5 процента, что не позволяет им самостоятельно приобрести оборудование для подключения к ЕГАИС. Отсутствие в ассортименте алкогольной  продукции  может ещё более снизить товарооборот, привести к закрытию магазинов и лишению жителей села товаров первой необходимости.

Кроме того, Евгений Кузнецов призвал сохранить для предпринимателей бесплатную версию графического интерфейса  для  универсальных  транспортных модулей, без которых невозможно их использование в неавтоматизированных магазинах, а их в сёлах и деревнях большинство. ФГУП «Центринформ» рекомендует использовать для этого продукт компании «1С» по цене около 3 тысяч рублей. Учитывая, что в стране порядка 230 тысяч торговых объектов, которые должны подтверждать закупку алкоголя, и половина из них не автоматизирована, издержки предпринимателей могут достигать почти 370 миллионов рублей.

– До июня мы можем пользоваться этой версией бесплатно, но потом, по разным данным, продукт может стоить от 2,5 до 3 тысяч рублей. Считаю, что государство должно обеспечить возможность применения бесплатной версии продукта по принципу бесплатных и платных дорог, – сказал Евгений Кузнецов.

Председатель Совета Центросоюза России коснулся и инициативы Минпромторга, подготовившего законопроект по дифференцированию стоимости лицензий на продажу алкоголя по количеству магазинов.

– Идея, может быть, и правильная, но следует учесть, что далеко не вся страна охвачена сетевыми структурами вроде X5, «Ашана» и других, – сказал Евгений Кузнецов. – Стоимость лицензии на розничную торговлю алкоголем должна иметь градацию не только в зависимости от количества магазинов, но и от месторасположения торговых предприятий: для магазинов в сёлах увеличение стоимости лицензии за каждый последующий магазин должно быть в разы меньше, чем для магазинов, расположенных в городах.

Он сообщил, что в системе потребкооперации только в одном районе может работать около 30 магазинов с ежемесячной выручкой 100 тысяч рублей. Требование получать лицензию дополнительно на каждый торговый объект он назвал неправильным, поскольку оно влечёт неоправданную дополнительную нагрузку на бизнес.
Источник: http://www.rus.coop/press_center/news/detail.php?ID=4397