Галина Александровна Ястребова родилась 13 января 1937 года в с.Тургиново Калининской области. Всю свою трудовую жизнь, 38 лет, работала в системе потребительской кооперации. «Заслуженный работник торговли РФ». Ушла на пенсию с должности начальника продовольственного отдела Псковского облпотребсоюза.

Война застала нашу семью селе Тургиново Калининской области, это был районный центр. Мать работала исполкоме районного Совета.  Когда война началась, отца сразу призвали в армию. А в декабре 1941 года у мамы родился третий ребенок. Мне было тогда 4,5 года, второй сестре 2 года и третья только родилась. Нас забрали к себе мамины родственники, в деревню Лапино, там и пережили всю войну.
В 1943 году отец погиб, было ему 34 года. Мама осталась с тремя детьми, и только с помощью деда и бабушки нам удалось выжить. Помню, как тетку мою угоняли, совсем молодая была. Потом она под Ржевом на работах оказалась —  женщины окопы копали, заготавливали торф для нашей армии.

Несмотря на то, что мне было не так много лет, но в памяти остались воспоминания о тех военных годах. Помню, как въезжали немцы на мотоциклах в нашу деревню, как располагались в наших домах, как полностью сожгли соседнюю деревню Малиновку. Наша деревня была недалеко от станции Завидово, Волоколамского шоссе, там проходила линия фронта между Калинином и Москвой.

Помню, как на дереве повесили партизана, тогда были страшные бои за Москву. Нашу деревню тоже бомбили, подолгу в траншеях приходилось сидеть. Убежища были вырыты в стороне, за огородами.

В нашей деревне был лазарет – туда свозили раненых. Когда немцы уже отступали, все медицинское оборудование осталось в ящиках – ланцеты, градусники… Мы эти градусники разбивали и играли с шариками ртути. Не знали мы, что это такое, не видели никогда раньше.

В военные годы мы были брошены на произвол судьбы, голодали, объедали все, что росло вокруг: липовые почки, хвощ. Собирали мороженую картошку на полях и красный клевер – из этой «кашки», мама пекла нам лепешки. Летом ягоды собирали.

А потом я помню, как мы ходили в начальную школу за 3 километра пешком в соседнюю деревню, по дороге обдирали сосновую кору, под ней был тонкий слой, расположенный между корой и древесиной. Его называли камбий, он был сладкий на вкус. А еще в половодье в заводи заходила рыба, а мы ее руками ловили и сумками из тряпок. Бабушка плакала и говорила: «Кормилицы вы мои!».

С войны в деревню мало мужчин вернулось, кто без руки, кто без ноги. Всё хозяйство женщины восстанавливали, на коровах пахали… Мама пошла работать дояркой.

У папы был брат, видимо, он отцу обещал помогать нам, если тот погибнет. Дядя служил в штабе ВВС в Москве, взял меня к себе после окончания 10 класса. Я с трудом поступила в Плехановский институт народного хозяйства —  паспорт был нужен, а сельским жителям тогда паспорта не выдавали. Но я рассказала, какая у меня семья, трое детей, отец погиб на фронте и меня взяли. А девочку, у которой были такие же оценки, как у меня, не взяли. У нее отец в Академии Жуковского в Москве учился. Вот такие человеческие отношения были тогда.

Кстати, в местном храме Покрова Богородицы села Тургинова крестили будущих родителей российского президента Владимира Путина, а жили они недалеко, в соседней деревне Поминово. У меня статья есть «Комсомольской правды» про наше село.

Воспоминания записаны 8 мая 2020 года.

Р.S.: