Сделав решительный шаг в инновационное поле в 2013 году и призвав кооперативные организации к автоматизации торговли, Совет Центросоюза предвидел логику развития событий. И сегодня, когда государство потребовало наладить учет продажи алкоголя через систему ЕГАИС, эту прозорливость оценило большинство руководителей. Там, где успели автоматизировать предприятия торговли и общественного питания, на ЕГАИС переходят с минимальными затратами.  В частности, в Псковском облпотребсоюзе, об опыте которого речь пойдет ниже.

Центросоюз Российской Федерации продолжает отстаивать дополнительные преференции для организаций потребительской кооперации, участвуя в переговорах с поставщиками оборудования и программного обеспечения для получения более лояльных ценовых и прочих условий.
В настоящее время для организаций, входящих в систему потребительской кооперации Центросоюза России, действуют специальные условия на оборудование для автоматизации торгового объекта с учетом особенностей внедрения ЕГАИС, о которых удалось договориться с ведущими поставщиками этой отрасли в России: компанией «Кристалл сервис», компанией «АТОЛ», компанией «Дримкас». Также при содействии Центросоюза успешно завершено тестирование системы электронного взаимодействия EDI между провайдером «1С-Сеть» и провайдером «СКБ КОНТУР».
Для получения более подробной информации об условиях и возможностях, а также использования дополнительных сервисов, повышающих эффективность торговой деятельности, специалистами Центросоюза запущен и поддерживается в актуальном состоянии форум https://forum-ruscoop.ru. На форуме каждый из участников может задать вопрос, услышать мнение не только коллег, но и партнерских организаций с которыми осуществляется взаимодействие.
На форуме зарегистрировано более 140 участников из всех регионов России. За два месяца существования создано 55 тем, более 1000 сообщений. Мы надеемся, что созданная площадка, будет помогать взаимодействовать кооператорам и совместно добиваться поставленных целей.
Самым активным участником форума, по итогам его работы за два месяца признан Александр Ромашёв, представляющий псковскую кооперацию. Александр работает в должности ведущего инженера-программиста Псковского облпотребсоюза с февраля 2002 года по настоящее время.
Псковский облпотребсоюз входит в пятёрку лидеров, содействующих адаптации кооперативных организаций региона к требованиям законодательства в сфере регулирования рынка алкогольной продукции. Александр Ромашёв ответил на вопросы, которые могут быть интересны коллегам.

На снимке: Александр Ромашёв консультирует продавца магазина «Кооператор» в Пскове.

              — Каким образом вы успеваете готовиться к ЕГАИС и выполнять серьезные планы по автоматизации объектов кооперативных организаций? Ведь в системе Псковского облпотребсоюза уже автоматизировано на программном обеспечении «1С-Рарус:Торговый комплекс» (далее 1С-Рарус:ТК) более 175 торговых объектов?
— Отдел автоматизации учета был создан в 2002 году сейчас в нем работает пять человек. Отдел финансируется полностью из средств Облпотребсоюза. Работаем часто до позднего вечера, особенно в командировках. Часто «прихватываем» выходные. Периодически, по мере необходимости, помогает дополнительно нанятый специалист сторонней фирмы. В нескольких районах много работы выполняют местные ИТ-специалисты. Слаженная работа нашей команды также даёт дополнительную отдачу, каждый понимает ответственность. Что это значит?
Начальник отдела отвечает за контроль, план автоматизации, отчетность, заказ программного обеспечения, общение с руководством райпо по вопросам автоматизации, за организацию курсов в кооперативном техникуме для кассиров и завмагов.
Сфера ответственности ведущего инженера-программиста — разработка проектов и их реализация (в т.ч. программирование), подготовка обновления 1С-Рарус:ТК, выбор направления развития информационной системы и апробирование различных вариантов, техническая поддержка, решение сложных вопросов. Он также курирует работу специалистов, занимающихся автоматизацией розницы. Командировки по необходимости.
Инженер-программист 1 категории отвечает за разработку проектов и их реализацию в следующих направлениях: бухгалтерия, производство и общепит. Осуществляет выезд в районы на внедрение по этим направлениям автоматизации, функции системного администратора. Он чаще других занимается ремонтом компьютерной техники, осуществляет техническую поддержку.
Администраторы баз данных отвечают за настройку техники для автоматизации магазинов, выезжают в магазины для автоматизации (установка техники, помощь при проведении инвентаризации, обучение персонала, пусконаладочные работы), осуществляют техническую поддержку, тестирование новых образцов техники. Они регулярно выезжают в командировки.
Техническую документацию пишут все сотрудники, по необходимости.
               — Александр, как распределяется ответственность между ИТ-специалистами регионального союза и районной организации при подготовке магазинов райпо к ЕГАИС?
ИТ-специалисты в районах, где они есть, непосредственно подчиняются руководству райпо, но всю свою текущую деятельность согласовывают с нами. Мы являемся кураторами, советчиками и помощниками. Всё, что касается внедрения ЕГАИС, делается по плану, выработанному Псковским облпотребсоюзом, и в соответствии с ним.
              — Какие действия, настройки необходимы, чтобы уже автоматизированные магазины на программном обеспечении «1С-Рарус:Торговый комплекс» могли подтверждать закупку алкогольной продукции в соответствии с действующим законодательством?
— У нас пока только один автоматизированный магазин в полном объеме подтверждает закупку алкоголя в «1С-Рарус:ТК». На нём решено отработать все вопросы. Уже сейчас приступаем к постепенному переводу автоматизированных магазинов на подтверждение в «1С-Рарус:ТК». УТМ АТОЛ HUB-19 в этом случае выступает как универсальный транспортный модуль. Важный плюс подтверждения закупки алкогольной продукции в «1С-Рарус:ТК» — это автоматическое заполнение приходной накладной на основании товарно-транспортной накладной, переданной из системы ЕГАИС.
Основная сложность заключается в том, что в первое время необходимо вручную сопоставлять алкогольную продукцию из нашего справочника с тем, что приходит в товарно-транспортной накладной. Но эти соответствия сохраняются, и в дальнейшем приходная накладная заполняется полностью автоматически.
             — Как осуществляется техническая поддержка автоматизированных магазинов? Какая периодичность, какие задачи выполняются?
— В тех райпо, где есть свои ИТ-специалисты, они самостоятельно занимаются техподдержкой. В сложных, непонятных ситуациях обращаются уже к нам. В остальных случаях специалисты облпотребсоюза берут её на себя. Примерно 10 процентов вопросов снимается по телефону, 89 процентов — решается с помощью удаленного доступа, 1 процент вопросов требует выезда на место, либо привозят технику в облпотребсоюз.
Периодичность техподдержки постоянная. Если выпадают длинные выходные и каникулы, мы всегда назначаем дежурного.
Стараемся подбирать технику для автоматизации таким образом, чтобы минимизировать технические проблемы. Зачастую это выходит дороже при закупке, но окупается надежностью. Выручают резервные кассы в магазинах (в которых это можно позволить). При выходе из строя одной из касс по любой причине магазин продолжает работать. Обязательным условием работы техники в магазине является блок бесперебойного питания. Убеждаем райпо в каждый магазин покупать антивирус, там где «экономят» устанавливаем хотя бы бесплатный. На первый взгляд это мелочи, но иногда эти мелочи, выливаются в большие трудозатраты на обслуживание объектов.
Отличной поддержкой и помощником в работе стал форум, созданный специалистами Центросоюза России. На нем постоянно присутствуют представители компаний-партнеров, что позволяет более оперативно решать многие вопросы. Мы все решаем практически одинаковые задачи, все понимаем проблемы нашей системы, поэтому, в отличие от других форумов, с полуслова можем понять друг друга, посоветоваться, расспросить «а как у вас?» и, в свою очередь, поделиться своим опытом. Это живое общение позволяет избежать многих ошибок, с которыми сталкивались коллеги, подсказать другим участникам, как избежать каких-то проблем в нашей работе. Надеемся, форум будет жить активной жизнью, и коллеги не будут «стесняться» делиться своим опытом.
               — А как же быть с неавтоматизированными магазинами, которые торгуют алкоголем, как им подтверждать закупку алкогольной продукции в соответствии с действующим законодательством?
— Большую помощь в решении этого вопроса оказал Центросоюз Российской Федерации, когда предоставил оборудование УТМ АТОЛ HUB-19 бесплатно и дал возможность дополнительной их закупки по лояльной цене. При этом очень оперативно была организована их доставка к нам в регион, за что очень признательны. И конечно, специальные ценовые условия от компании поставщиков оборудования для автоматизации торговых объектов тоже дают существенную экономию.
Несмотря на то, что УТМ АТОЛ HUB-19 сейчас постоянно обновляется, в силу того, что и бесплатный УТМ, поддерживаемый «Центринформ», также обновляется, соответственно версия прошивки УТМ АТОЛ HUB-19 тоже будет обновляться, наличие данного оборудования на объекте позволит соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством.
На сегодняшний день УТМ АТОЛ HUB-19 переданы ещё не во все районные организации. Самая большая проблема с теми райпо, где нет своих ИТ-специалистов. Остроту этой проблемы сняло решение, принятое еще в конце 2015 года, образовать в магазинах запас алкоголя и пива на 2 месяца начиная с 1 января 2016 года. Таким образом, необходимость срочно закупать алкоголь изменилась, а с ней и срочность подтверждения закупки в системе ЕГАИС. Помогло и впоследствии принятое постановление Правительства о послаблении процесса подтверждении закупки алкогольной продукции до 20.04.2016.
У ИТ-специалистов образовался запас по времени, в течение которого планируем допрошить УТМ АТОЛ HUB-19 до версии, которую можно будет удаленно поддерживать. Тем не менее, в тех районах, где ИТ-специалисты есть, закупку начали подтверждать с помощью УТМ АТОЛ HUB-19.
Вопрос с использованием УТМ АТОЛ HUB-19 также пока немного усложнён тем, что работают не со всеми модемами, но специалисты компании АТОЛ заверяют, что в ближайшее время тестирование модемов разных моделей сотовых операторов Билайн, МТС, Мегафон и ТЕЛЕ2 будет завершено. Оповещение об этом сразу будет размещено на форуме.
Особенно важным остаётся вопрос о наличии/отсутствии Интернета и его стабильности, особенно в тех местностях, где находятся неавтоматизированные магазины. И, конечно же, очень важно обучение пользователей неавтоматизированных магазинов. Нагрузка по осуществлению этой задачи также возложена на отдел автоматизации.
             — Какие варианты рассматриваются для подтверждения продажи алкогольной продукции с 1 июля 2017 года сельскими магазинами?
—  Для возможности подтверждения продажи будет покупаться то же оборудование, что и для подтверждения продажи в городских поселениях с 1 июля 2016 года для магазинов с небольшим оборотом. Сейчас специалистами облпотребсоюза тестируется несколько вариантов: VikiMini, «АТОЛ Свой магазин», решение «Штриха» — «Штрих УТМ».
Окончательный выбор решения будет выбран по результатам тестирования. Времени на тестирование остаётся всё меньше, поэтому мы будем рады, если ИТ-специалисты из других регионов также присоединятся к тестированию и будут делиться своими выводами и наблюдениями.

НАША СПРАВКА

EDI (еlectronic data interchange) – обмен коммерческой информацией посредством передачи по электронным каналам связи данных в стандартизированном формате.

Приказом Росалкогольрегулирования от 03.12.2015 № 414 установлены сроки фиксации данных в ЕГАИС:

 — для поставщиков алкогольной продукции – не более 3 рабочих дней с   даты фактической отгрузки;

— для розницы в городской местности – в течение 3 дней со дня фактического получения ими алкогольной продукции;

— для розницы в сельской местности – в течение 7 дней со дня фактического получения ими алкогольной продукции.

Требования о фиксации в ЕГАИС накладных в течение меньшего количества времени (дня/двух поставки), и другие подобные требования действующим законодательством не предусмотрены и регулируются исключительно внутренними договорами между поставщиком и покупателем товара.

Полосу подготовила Наталья Гончаренко