Традиционно в День Победы мы чтим память героев Великой Отечественной войны, поздравляем живых свидетелей этих событий, рассказываем о подвигах своим детям и внукам.  Совет и Правление Псковского облпотребсоюза, обком профсоюза работников потребкооперации поздравили своих ветеранов, тружеников тыла, малолетних узников и детей войны с всенародно любимым праздником — 77-летием Великой Победы.

Среди бывших сотрудников Облпотребсоюза сегодня уже не осталось в живых ветеранов войны, но, к счастью, здравствуют труженики тыла. Это Александра Павловна Маркова и Евдокия Ивановна Егорова. Жизни Евгении Ивановны Галкиной и Зои Ивановны Макеенко с малых лет обожгла война, они узнали тяготы концентрационных лагерей. 25 ветеранов потребкооперации имеют статус «дети войны», а Маина Васильевна Ручьева  семь лет возглавляет Псковское городское отделение общественной организации  «Дети войны».

Маине Васильевне было всего полтора года, когда началась война, но ее жизнь и тема войны связана с нею по сегодняшний день:

— Мы, дети войны, наравне со всеми участниками этих событий, отмечаем сегодня День Победы, этот великий праздник торжества мира. И в душе мы на переднем крае этих завоеваний советского народа, на которые сейчас идут такие большие нападки в мире.

Я из семьи учителей, которые по окончанию Ленинградского ВУЗа были направлены в Петрозаводск, а родители — коренные псковичи.  Когда началась война отец ушёл на фронт, воевал пять лет и остался жив, был награжден Орденом Красной Звезды. Нас эвакуировали в Вологодскую область, на руках у мамы был брат — полтора года и я, полтора месяца от роду. Мама работала на котлопункте (от слова котёл), где кормили всех, кто работал на лесозаготовках. Она рассказывала, что жили плохо, было очень голодно, и я заболела, у меня был рахит. Так вот, чтобы купить ампулу рыбьева жира, витамина Д, нужно было собрать 1 килограмм масла. Вот такая цена…

Мы приехал в Псков после войны, когда вернулась бабушка из Германии. Во время войны она оставалась в Пскове, её угнали немцы при отступлении в Германию. Город Венден — это последнее место, где она работала на кухне у немецкого хозяина. А у меня на память от бабушки осталась немецкая поварёшка. Наш дом был разрушен, он стоял на Октябрьской площади, там, где сейчас памятник княгине Ольге.

Мама стала работать в спецприемнике для беспризорных детей. Сначала снимали частное жильё, потом дали комнату. Мама меня с собой брала на работу, оставить было не с кем, и чтобы никто не убежал, а мальчишки иногда сбегали, мама говорила детям: «Охраняйте мою девочку, чтоб ее никто не обидел». И это действовало.

Помню картинку, как я наблюдала из окна колонну немцев, которые шли с Овсища на вокзал. Говорили, что они где-то работали.  Я форму запомнила, их понурые головы… больше не помню.

Голос у Маины Васильевны дрогнул, она замолчала и через минуту продолжила:

— Через какое-то время, уже спустя много лет, когда немцы начали делать благотворительные пожертвования пострадавшим в России и в других странах, мама сказала бабушке:  «Мать! От фашистов принимать ничего не будем!» Вот такой она была патриотичной и волевой женщиной. Хотя бабушка тогда уже не работала, и у неё была маленькая пенсия.

А сегодня Маина Васильевна присутствовала на параде, сидела на центральной трибуне в числе почетных гостей праздника и радовалась этому солнечному небу, всеобщему патриотическому подъёму людей, собравшихся в центре Пскова.

С праздником вас, дорогие ветераны!